1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer


Машинист катка самоходного

Като́к — машина, предназначенная для послойного уплотнения несвязных и малосвязных грунтов и оснований при постройке насыпей, дамб, дорожных оснований и других земляных сооружений на строительстве автомобильных дорог, аэродромов, гидротехнических сооружений. Рабочим органом катка являются колеса и/или валец  — цилиндр, расположенный вместо колеса или колёс. Своей массой каток сдавливает уплотняемое вещество. Каток имеет ведущий валец, к нему подаётся крутящий момент от двигателя, и ведомый — он, как правило, является направляющим. Привод ведущих вальцов — у большинства катков механический , но на современных машинах гидравлический, это связано с увеличением надежности гидравлики, удобством управления машиной, которое обеспечивает гидротрансмиссия, и компактностью гидропривода, но в основном тем, что практически все современные катки являются вибрационными, с гидроприводом вибратора, и в системе рулевого управления так же используется гидропривод, таким образом при использовании гидропривода и на колесах достигается оптимизация конструкции.

Содержание деятельности

Как известно, профессия машиниста катка самоходного с гладкими вальцами является достаточно сложной и требует от работника особой выдержки, силы, концентрации на своей работе. Специалист должен обязательно обладать определенными навыками работы, опытом и соответствующими знаниями. На сегодняшний день машинист катка самоходного может участвовать в обустройстве фундаментов, строительстве дорожного покрытия на различных объектах, включая скоростные трассы, железные дороги, аэропорты, стадионы и т.д. Техника, на которой работает обученный специалист, применяется для уплотнения гравия, грунта, асфальта и бетона. В ходе своей работы машинист катка самоходного может сталкиваться с разными моделями, каждая из которых имеет свою область применения. Подобная спецтехника используется для создания гладкой поверхности, а также для ямочного ремонта дорог и уплотнения траншей. Машинист катка самоходного – это рабочий, который управляет катком самоходным с гладкими вальцами, катком самоходным и полуприцепным на пневматических шинах, катком самоходным комбинированным. Он выполняет уплотнение оснований из различных дорожно-строительных материалов и дорожных покрытий из битумно-минеральных смесей.

Требование к знаниям и навыкам специалиста

Профессия машиниста катка самоходного предполагает наличие следующих навыков и умений: уметь управлять машинами различных типов и назначений, применяемых при сооружении и ремонте верхнего строения автомобильных дорог и строительстве аэродромов; уметь проводить техническое обслуживание машины, проверку исправности ее систем и узлов, а также выявлять и устранять неисправности в работе машины в процессе ее эксплуатации; принимать участие в планово-профилактических ремонтах и осуществлять заправку горючими и смазочными материалами. Машинист катка самоходного должен знать: назначение и устройство обслуживаемых машин, правила и инструкции по их эксплуатации; способы производства работ и технические требования к их качеству; нормы расхода горючих и смазочных материалов; сорта и свойства масел и топлива, их технологические характеристики, правила безопасного хранения; правила дорожного движения.

Базовое образование

Требуется среднее профессиональное образование

Пути получения профессии

 

Области применения

Строительство любой дороги требует формирования основы из твердого материала и ровного слоя проезжей части (например, строительстве автодорог, возведении дамб, насыпей и т.п., т.е. сооружений, устойчивость которых определяется качеством уплотнения грунта).